Главная » Статьи » Разработки уроков

Внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья по истории в 5 классе

Внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья по истории в 5 классе

Оконешникова Мария Дмитриевна, учитель истории и обществознания

МБОО "Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П.А. Ойунского"

 

Аннотация: В данной статье отмечаются основные проблемы возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья и прием работы во внеурочной деятельности по истории в 5 классе.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ограниченные возможности здоровья, предметные, межпредметные и метапредметные компетенции.

        

         В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, в связи с чем возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.        Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет с каждым годом.

         Образование детей, относящихся к данной категории требует создания для них благоприятных условий, обеспечивающих адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

         У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование активных форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

         Изучение истории в 5 классе начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Десятилетнему человеку трудно представить себе столь далёкое время; технологии ведения хозяйства в древности; устройство древних обществ и мировоззрение древних людей. Все эти трудности сложно преодолеть только в рамках урока для детей с ОВЗ.

         С целью мотивации детей, повышения интереса к изучению истории и уровня освоения исторического образования я в своей практике для детей с ОВЗ провожу внеурочное занятие по моделировании бумажных макетов по истории.

         Макет - это объемно-пространственное изображение объекта в уменьшенном масштабе. При изготовлении макетов по истории дети во-первых знакомятся с историей историко-архитектурного памятника с помощью учебника по истории в 5 классе, потом находят дополнительные материалы в энциклопедиях и в сети Интернет. Только после тщательного изучения материала по конкретному архитектурному памятнику дети начинают чертить чертеж будущего макета. Все это ведется под тщательным контролем учителя, с целью недопущения ошибок и искажения исторических фактов.

         Моделирование макетов начинается с простых геометрических фигур, например египетских пирамид, при этом учитывается аккуратность исполнения и соответствие к реальности. После завершения всеми своих макетов создается целая композиция "Долина пирамид в Древнем Египте".  С каждым занятием модель макета усложняется, добавляются мелкие детали, рельефы, что требует от детей ювелирного подхода и ответственности к своей работе.  К завершению учебного года в 5 классе дети делают сложный макет храма Пантеона в Риме.

         В процессе моделирования макета развивается мелкая моторика кисти и пальцев рук, развиваются навыки каллиграфии и артикуляционной моторики. Если посмотреть данный вид деятельности со стороны психологии, то в ходе моделирования развивается зрительное восприятие и внимание, когда они работают с макетом опираясь на содержание текста. Формируется и развивается пространственное представление и ориентация, также  развивается представление о времени.

         Кроме этого при создании макета развиваются основные мыслительные операции, такие как, формирование соотносительного анализа, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

         В процессе создания макета дети общаются между собой и учителем по вопросам исторического значения данного архитектурного памятника. В ходе создания сравнивают свой макет с макетами других детей, выявляют свои ошибки, исправляют. После завершения работы над макетом и сопроводительного материала защищают свою работу перед детьми.

         Данная модель работы с детьми с ОВЗ построена в таком порядке что процесс познавательной деятельности проходит через призму творческой деятельности, поэтому детям легко дается усвоение нового материала по истории. Кроме предметных компетенций в процессе работы над макетом формируются и межпредметные и метапредметные компетенции.

         Все вышесказанное можно обосновать результатами проведенных контрольных срезов по следующим темам: "Древний Египет" и "Вавилонское царство" по структуре ВПР. По результатам проведенных контрольных срезов  дети справились со следующими заданиями: первое задание, которое нацелено на выявление умения работать с иллюстративным материалом, второе задание  проверяет умение поиска информации в отрывках исторических текстов, третье задание выявляет уровень умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений о осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

         Таким образом такая модель образования формирует следующие компетенции такие как умение устанавливать контакт с детьми и учителем, работать в коллективе, оценивать и корректировать свою работу, и самое главное четко и последовательно излагать свои мысли.

         Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых  условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

Список литературы

1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса/ А.А. Вигасин, И.С. Свеницкая, Г.И. Годер. - М.: Просвещение, 2015.

2. Описание  контрольно измерительных материалов для проведения в 2018 году диагностической работы по Истории 5 класс - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, 2018.

Категория: Разработки уроков | Добавил: GM (24.03.2018) | Автор: Оконешникова Мария Дмириевна E W
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar